Документальный сериал BBC: «Американское искусство» (2011) 3 серии
1. «В поисках Рая»
2. «Современные мечты»
3. «Заглянуть вглубь»
1. «В поисках Рая»
Исследуя историю американского искусства, Эндрю Грэм-Диксон отправляется в путешествие с востока на запад по стопам первопроходцев, заложивших основы современной Америки. Ведущий едет в Массачусетс, чтобы увидеть самые ранние американские портреты, изображающие пуританских поселенцев, и посещает Пенсильванию, где раскрывает мрачную тайну самой знаменитой картины Бенджамина Уэста «Договор Пенна с индейцами». В Филадельфии он перелистывает страницы одной из самых дорогих в мире книг — «Птицы Америки» Джона Джеймса Одюбона, и исследует пустыню, которая вдохновила великого пейзажиста Томаса Коула. Грэм-Диксон также раскрывает трагическую цену прихода прогресса и инноваций в самое сердце Америки — разрушение уникального культурного наследия коренных жителей Америки европейскими переселенцами. Его путешествие переносит нас в конец 19 века, когда официально завершилась эпоха западной экспансии.
2. «Современные мечты»
Во второй серии «Американского искусства» Эндрю Грэм-Диксон проникает «под кожу» современного американского мегаполиса. Путь ведущего начинается со Статуи Свободы, затем идет рассказ об амбициозных художниках и архитекторах, которые помогли Америке выйти из тени Европы. Через творчество представителей американского реализма — Джона Слоуна и Джорджа Уэсли Беллоуза, Грэм-Диксон знакомит зрителя с повседневной и довольно неприглядной жизнью Манхэттена начала 20-го века. Затем Эндрю едет в Стокбридж в Массачусетсе, что бы познакомить нас с иллюстрациями знаменитого Нормана Роквелла. В Чикаго зритель узнает о Луисе Салливане — архитекторе, чье имя неразрывно связано с американским модернизмом и мировой историей возведения небоскребов, после чего пройдется по разрушенным окраинам и увидит реальную изнанку «американской мечты». Затем мы узнаем о Великой Депрессии, ее влияние на таких художников, как Эдвард Хоппер и Аршил Горки, и причем тут абстрактный экспрессионизм. В студии Джексона Поллока на Лонг Айленде Эндрю раскроет секреты уникальной «капельной» техники (или техники разбрызгивания) художника. Завершает серию посещение неземной «космической» часовни Марка Ротко в Хьюстоне.
3. «Заглянуть вглубь / Живопись народа»
В третьей части цикла Грэм-Диксон едет в город американской мечты Левиттаун — город-конвейер дешевого каркасного жилья. Затем отправляется на экскурсию в нью-йоркский Метрополитен-музей, где знакомит зрителя с самым вызывающим произведением искусства Америки 50-х годов — «Белым флагом» Джаспера Джонса, рассказывает историю знаменитых банок с супом «Кэмпбелл» Уорхола и интервьюирует одного из последних живых представителей поп-арта Джеймса Розенквиста. В Лос-Анджелесе ведущий изучает графический стиль Эда Рушея и футуристическую архитектуру Гуги — уникальный вклад в городской дизайн двадцатого века. Возвращаясь на восток Америки, Эндрю посещает дом покойного Филипа Гастона, чтобы лично взглянуть на его творчество и студию Джеффа Кунса. Там мы узнаем, как «несносный мальчишка» современного искусства продолжает бросать вызов границам вкуса. В конце передачи Эндрю Грэм-Диксон рассказывает о влиянии теракта 11 сентября на новое поколение художников — например, таких, как Мэтью Дэй Джексон.
Перевод сделан для сообщества Art Traffic. Культура. Искусство
Искусство Америки формировалось под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное влияние на нее оказали выходцы из таких стран, как Ирландия, Германия, Польша, Италия, потомки привезенных из Африки рабов, а также американские индейцы и коренные жители страны. Тем не менее, решающий вклад сделала культура выходцев из Англии, что распространяли английский язык, правовую систему и другие культурные достижения. Открытие и освоение Нового Света дало толчок развитию торговли, мореплавания и промышленности. Европейцы принесли в Америку более высокий общественный строй. Однако коренной перелом в судьбах американских народов принял на редкость мучительный, насильственный характер. Он сопровождался чудовищным кровопролитием, зверским уничтожением миллионов коренных жителей, а в тех областях, где существовала великая древняя культура,— ее варварским разрушением. Колонизация ввергла народы Америки в пучину неисчерпаемых страданий, нищеты, рабства и бесправия. (аннотация)